По итогам прошлого года доля зарплаты в российском ВВП достигла 33,3%, обогнав Чехию и Словакию и достигнув уровня Норвегии. Казалось бы, пора, захлебываясь от восторга, бежать на доклад к президенту. Но если присмотреться, то станет понятно, что поводов для оптимизма как раз нет, пишет в "Независимой" Евгений Гонтмахер - руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН.
В таблице показан абсолютный прирост средней зарплаты по основным отраслям нашей экономики с 2000 года по февраль 2007-го. При этом отрасли выстроены в порядке возрастания величины оплаты труда в 2000 году. Закономерность очевидна: лидеры растут быстрее аутсайдеров. А кто же лидеры? Финансовый сектор, качество услуг которого, кстати, всеми участниками рынка оценивается как неудовлетворительное. Особенно это относится к банковскому сектору, который так и не смог обеспечить нормальное кредитование реального сектора экономики и в то же время допустил уже критическую, по сути дела, для его устойчивости сумму невозвратов потребительских кредитов. Вывод: в этом секторе достигнутая оплата труда явно не подкреплена соответствующей эффективностью работы.
Добыча полезных ископаемых, где зарплата увеличилась почти в 4 раза, а индекс производства (по данным Росстата) вырос менее чем на 40%. Уж больно это смахивает на временщичество. Тем более что прирост утвержденных и готовых к разработке месторождений экспортных полезных ископаемых, как правило, далеко не поспевает даже за небольшими темпами роста добычи. А что будет, если еще и цены на нефть упадут всерьез и надолго? Тогда и выяснится, что оплата труда в добывающей промышленности явно завышена в ущерб перспективам этого сектора экономики.
Металлургия, химия, целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфия – отрасли, опережающее развитие которых свидетельствует об улучшении качества экономического роста. Однако индексы производства за 2000–2006 годы здесь еще меньше, чем в добывающей отрасли. А зарплата увеличилась в 4–5 раз. Все тот же неутешительный вывод – переоценка стоимости труда.
Транспорт и связь. Грузооборот железных дорог вырос менее чем на 40%, а пассажирооборот и вовсе практически не изменился. А рост зарплаты – на порядок больше. Связь же продемонстрировала очевидный прогресс: телефонизация, сотовая связь. Здесь быстрый рост оплаты труда вполне обоснован.
Интересен феномен государственного управления. Зарплата здесь выросла более чем в 5 раз. Но берется ли кто-нибудь настаивать, что эффективность госаппарата увеличилась в сопоставимой степени? Конечно, нет. Наоборот: попытка с помощью административной реформы сдвинуть что-либо с мертвой точки с треском провалилась – теперь это признают даже те, кто данную реформу придумал. Вывод: явная переплата по сравнению с выполняемой работой.
Строительство. Здесь некоторая логика роста зарплаты (в 4 раза) есть ввиду увеличения объема выполненных работ чуть ли не в 2 раза. Зато сектор "Операции с недвижимостью, аренда" демонстрирует явно спекулятивный рост – 5,4 раза, что напрямую связано с ростом цен на этом рынке.
money.newsru.com