Мобильная аудитория крупнейших российских порталов растет намного быстрее, чем общее количество пользователей. Например, социальная сеть «Одноклассники» в январе 2011 г. зарегистрировала на 130% больше заходов на сайт с мобильных устройств, чем годом ранее. По данным интернет-холдинга Mail.ru Group, контролирующего «Одноклассников», сейчас через мобильные устройства в эту соцсеть ежедневно заходит в среднем 7 млн уникальных пользователей, при том что ее общая ежедневная аудитория в январе превысила 30 млн посетителей (данные сервиса статистики Liveinternet.ru, учитывающие не только российскую, но и зарубежную аудиторию). Если считать, что 7 млн человек пользуются «Одноклассниками» исключительно через мобильные устройства (что наверняка не так), то долю мобильной аудитории этой сети можно оценить в 23,3%.
Российская ежедневная аудитория «Одноклассников» без учета мобильных пользователей выросла с января по декабрь 2011 г., по данным TNS Web Index, только на 26,7% — с 7,56 млн до 9,58 млн уникальных пользователей.
На почтовом портале Mail.ru доля мобильных пользователей ниже. По данным счетчика waplog.net, на сайт m.mail.ru (разработан специально для захода с мобильных устройств) в течение дня 31 января зашло около 3 млн человек. А без учета владельцев смартфонов и планшетных ПК средняя дневная аудитория Mail.ru в декабре 2011 г. составляла, по данным TNS Web Index, около 16 млн человек по будням и 14 млн по выходным.
Похожая ситуация и в «Яндексе»: по словам его представителя Очира Манджикова, на 100 посетителей, использующих для доступа на сайт персональный компьютер, сейчас приходится 12,7 пользователя, использующего планшет или телефон. Хотя год назад, в январе 2011 г., на 100 обычных пользователей приходилось всего 5,5 мобильных.
То, что владельцы смартфонов и планшетов активно используют их для входа в интернет, — хорошая новость для рекламодателей. Дело в том, что рекламодатели ориентируются на оценки интернет-аудитории сайтов, которые делает TNS, а она не учитывает пользователей мобильных устройств. Таким образом, реальная аудитория сайтов оказывается больше. Ориентировочно о ее размере можно судить по данным опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Согласно результатам последнего опроса, в течение октября 2011 г. хотя бы раз в интернет зашли 60 млн человек, в том числе 21 млн с помощью мобильного телефона. Мобильник — основной способ выхода в интернет для жителей поселков городского типа и на селе, где фиксированная связь развита плохо, следует из данных ФОМ.
Доходы российских порталов от рекламы для мобильных устройств занимают пока небольшую часть их выручки, констатирует гендиректор рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов. Но в ближайшие годы, ожидает он, мобильная реклама станет заметным сегментом рынка. А гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая напоминает, что бума мобильной рекламы рунет ждет уже несколько лет, но пока безрезультатно. Когда доходы от рекламы для мобильных устройств превысят хотя бы 10% общих рекламных доходов интернет-площадок, Черницкая предсказать не берется.
www.vedomosti.ru