«Яндекс» начал испытывать жесткий прессинг со стороны Google, что уже отразилось на рыночной доле лидера поиска в русскоязычном сегменте интернета — за третий квартал она уменьшилась на 1,9 процентного пункта, до 62,7%, но пока это не помешало росту доходов. По итогам трех кварталов 2011 года «Яндекс» зафиксировал рост выручки на 62% по сравнению с тем же периодом 2010-го (до 13,6 млрд рублей), а чистой прибыли — на 52% (до 3,65 млрд рублей). Как заметил гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, компания подняла «кликабельность» рекламных объявлений на партнерских сайтах примерно на 20%. Сейчас от рекламы на сайтах-партнерах «Яндекс» получает 16% выручки, но расти есть куда — Google «чужие» сайты приносят почти треть выручки от контекстной рекламы.
А вот с партнерами-браузерами дела обстоят не так хорошо. Google максимально усложнил установку поиска «Яндекса» в своем браузере Chrome, который стоит примерно у 18% пользователей в РФ. То есть на сайт Yandex.ru перейти там пока можно, а вот выставить поиск «Яндекса» по умолчанию при установке — нельзя, только потом, путем ухищрений. Более того, последняя версия Chrome выбрасывает и специальную адресную строку от «Яндекса», которую можно было поставить на любой браузер. Этой нерыночной инициативой и объясняет «Яндекс» падение своей доли на рынке поиска в РФ.
В мире поиска у Google осталось пять серьезных конкурентов — Bing от Microsoft в США, а также национальные поисковики в Китае, Корее, Чехии и наш «Яндекс» (он обслуживает большинство стран СНГ, а в сентябре вышел на турецкий рынок). В США никаких приоритетов для своего поисковика в браузерах и платформах Google поставить не может — его тут же засудит Microsoft. В Китае Google фактически прикрыли по цензурным соображениям. В Южной Корее к Google относятся тоже жестко: в сентябре в сеульском офисе были проведены обыски по поводу ограничений Google по использованию в устройствах на платформе Android конкурирующих местных поисковиков — NHN и Daum Communications Corp. А вот российская ФАС проделками Google не заинтересовалась — «Яндекс» пока не пишет жалоб, желая конкурировать рыночными методами.
«Но эта игра без правил может слишком далеко зайти, — опасается Волож, — Goolge рушит бизнес-экосистему». Действительно, в цепочке поисковик-браузер — операционная система — конечное устройство (компьютер, смартфон) произошли большие изменения. Силами Google все деньги заводятся именно на поиск, а независимые игроки вымываются. Ранее поисковики делились процентами с производителями браузеров (Opera, Firefox), теперь же выстраивается жесткая вертикаль. Android занимает уже почти 50% рынка ОС для смартфонов, Google, как может, выбрасывает оттуда чужой поиск. «На рынке гаджетов пока можно заработать, но ведь Google недавно купил Motorola. А вдруг он выпустит телефоны по себестоимости, тогда он обрушит и этот рынок!» — строит мрачные прогнозы Волож.
http://expert.ru